Детско-родительский клуб «СВЕТЛЯЧОК»

       

​                                                                                     

​Система работы консультативного центра «Светлячок», оказывающего услуги психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, раннего возраста, непосещающих дошкольное образовательное учреждение

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Дошкольное об­разовательное учреждение - это первая ступенька социали­зации ребенка в обществе. Как же помочь маленькому человечку быстрее войти в новую обстановку без потерь? Какая работа педагогического коллектива будет наиболее эффективной? Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? Как настроить родителей на положительные нотки в совместной работе с ДОУ? Для решения этих проблем был создан консультативный центр «Светлячок» - центр совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги  психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, непосещающих дошкольное образовательное учреждение. 

Цель нашего клуба: создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия, профилактика проблем адаптации к ДОУ.

Задачи:

· развивать психические процессы ребенка адекватно возрасту,

· формировать коммуникативные умения и навыки в сфере общения и взаимодействия ребенка,

· облегчить адаптацию детей средствами формирования благоприятного климата в группе,

· формировать у родителей потребность в психолого-педагогическом просвещении по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Развивающая среда группы создана в соответствии с особенностями и возможностями детей. В игровой комнате, пространство которой организовано для всестороннего интеллектуального, сенсорного, эмоционального и физического развития, находится группа детей с мамами или другими родителями.

Дети осваивают пространство группы и простые правила взаимодействия, устанавливают эмоционально-положительный контакт с «новым» взрослым (педагогом), развивают игровые умения и навыки и пр. Создаются условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам и пр.

                                                                                                     

Режим работы. 

Программа проводится с октября по май из расчета 4-5 игровых сеансов в месяц протяженностью 1 час. Таким образом, работают четыре группы, в пятый день родители имеют возможность получить индивидуальную консультацию педагогов по запросу.

Содержание деятельности планируется и реализуется командой специалистов, исходя из потребностей группы. Интегрированные занятия совместно с детьми и родителями требуют тщательной разработки. Здесь мы опираемся на программу М. А. Васильевой "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, так же используем методические пособия: «Учим общаться детей раннего возраста» Волков Б.С., Волкова Н.В., «Комплексные занятия с детьми раннего возраста» Борисенко М. Г., Лукина Н. A., справочник педагога-психолога, интернет-ресурсы.

При составлении программы занятий мы учитывали психофизические особенности детей данного возраста, требующие частой смены форм деятельности (от активных - к пассивным, от наглядных – к действенным): музыкально-логопедические занятия, физкультура совместно с изодеятельностью, музыка и сенсорика, физкультура совместно с конструированием. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях проходит через проблемные ситуации, дидактические игры и задания. Педагоги и психологи проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.

      

Родители могут получать консультативную помощь специалистов, работающих с детьми раннего возраста: педагога-психолога, логопеда, руководителя по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя по сенсорному воспитанию, воспитателя конструирования, воспитателя изодеятельности, медицинской сестры.

Структура развивающего игрового сеанса:

 1. Постоянный ритуал начала сеанса.

2. Сюрпризный момент.

3. Игровые формы взаимодействия.

4. Постоянный ритуал завершения сеанса.


                                                                                                       Ритуал

приветствия

Цель — настроить детей и родителей на предстоящее за­нятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от прочих проблем, забот, страхов, переживаний. С детьми раннего возраста целесообразно ис­пользовать простые, краткие приветствия в позитивно-поддерживающей форме. 


Развивающее занятие


Игровые формы взаимодействия – дети свободно взаимодействуют друг с другом, родители имеют возможность наблюдать и корректировать данный процесс. Специалисты в свободной беседе знакомят родителей с особенностями развития ребенка.


Ритуал прощания. Цель — «переключить» детей и родителей с занятия на по­вседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизменном виде. Прощание целесо­образно организовать в краткой, простой стихотворной форме. 



Соблюдение данных ритуалов и цикличность занятий создает эффект узнавания и обеспечивает психологическую безопасность у ребенка раннего возраста. Таким образом, оказывается помощь детям 2-3 лет в нетравмирующем отделении от мамы, что в дальнейшем будет способствовать лучшей социальной адаптации ребёнка и его семьи в детском саду.


Расписание занятий в детско-родительском клубе "Светлячок"

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
ПН Музыка/
логопед.занятие
Рисование/
Физ-ра
Сенсорика/
Музыка
Конструирование/
Физ-ра
ВТ Музыка/
логопед.занятие
Рисование/
Физ-ра
Сенсорика/
Музыка
Конструирование/
Физ-ра
СР Музыка/
логопед.занятие
Рисование/
Физ-ра
Сенсорика/
Музыка
Конструирование/
Физ-ра
ЧТ Музыка/
логопед.занятие
Рисование/
Физ-ра
Сенсорика/
Музыка
Конструирование/
Физ-ра
ПТ Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации


Специалисты​ клуба:

​Ответственный за клуб

Гурьева Ольга Валериевна

​заместитель по  воспитательно-методической работе
​Ведущие клубаФайзуллина Регина Анатольевна,

Багрина Наталья Васильевна

педагоги-психологи

Инструктор по физической культуре

Морозова Олеся Алексеевна,

Ханина Марина Сергеевна

Руководители по музыкальному воспитанию

Булыкова Наталья Александровна,

Вшивкова Анастасия Тагировна
​Логопеды

Малышева Наталия Ивановна,

Илюк Надежда Ивановна

Педагог дополнительного образования 
(изобразительная деятельность)

Суханова Любовь Спиридоновна

Сенсорное развитие

Сорокина Ирина Геннадьевна
​Воспитатель по конструированиюКохан Татьяна Васильевна